Казахский Государственный цирк, г. Алматы
История цирка
Казахский государственный цирк – это не просто красивое и современное здание, известное каждому жителю нашей страны. Это в первую очередь – профессиональный, талантливый и дружный коллектив артистов, который знаменит во всем мире. Коллектив Алматинского цирка был впервые сформирован в 1970 году, его участниками тогда стали молодые талантливые цирковые артисты, только что закончившие Московское эстрадно-цирковое училище, Саратовскою и Алматинскую эстрадно-цирковые студии. Первое свое представление коллектив дал 24 июня 1970 года в Самаре, и именно этот день принято считать днем рождения Алматинского цирка, а также и всего казахского цирка в целом: ведь именно эта цирковая труппа была в республике первой.
В 1972 году у цирка появилось собственное здание в Алма-Ате, и в нем стали проходить регулярные выступления казахских артистов циркового искусства. Проект здания был разработан советскими архитекторами В. З. Кацевым и И. В. Слоновым. Во внешнем облике цирка они постарались соединить черты и линии современных форм с традиционными культурными мотивами Казахстана. Стоит отметить, что их задумка оказалось очень удачной. И сегодня, хотя прошло уже более сорока лет, здание Алматинского цирка выглядит вполне современно и самобытно. Оно имеет свой неповторимый образ и шарм, визуально ярко отличаясь от других зданий цирков того периода.
Зал цирка Алматы может вместить 2160 человек. Здание оборудовано так, чтобы и зрителям, и артистам было удобно. Для посетителей имеются буфеты, гардероб, а для артистов предусмотрены гримерные, столовая, специальные помещения для животных, репетиционные, тренировочные залы и многое другое.
На весь мир Казахский государственный цирк прославился очень сильной школой подготовки цирковых наездников. Джигитовка – уникальное сочетание акробатики, пластики и трюков на движущихся лошадях. Этот вид циркового искусства не раз пытались освоить в различных странах мира, однако, как показала практика, безуспешно. Пока что лучшими цирковыми наездниками остаются артисты из стран СНГ, в том числе – из Казахстана, а артисты Алматинского цирка занимают здесь одно из почетных первых мест.
Реконструкция
Был в истории этого цирка период, когда он переживал не самые лучшие времена. Требовался ремонт помещения, на что не было средств, в результате здание сдавали под рестораны, магазины, торговые точки. Но «смутные времена» так называемого переходного периода 1990-х ушли в историю. Руководство города выделило достаточные средства и приняло решение восстановить славу знаменитого цирка, любимого всеми казахстанцами. После капитального ремонта алматинский Казгосцирк вновь открыл свои двери для зрителей. Сегодня на манеже, как и много лет назад, вновь проходят прекрасные цирковые номера и захватывающие шоу.
Компания «Самат шоу техник» приняла активное участие в обновлении и переоборудовании Алматинского цирка. Были проведены комплексные работы по оснащению арены профессиональным световым и звуковым оборудованием, технологической связью и трансляцией. Также компания выполнила сложные работы по модернизации лестницы форганга. В очень сжатые сроки были проложены все необходимые трубные коммуникации и кабельные сети, поставлено и смонтировано световое и звуковое оборудование, необходимое для успешного начала работы цирка.
Сегодня установленная здесь современная техника позволяет использовать новую площадку не только для цирковых представлений, но и для проведения других культурно-зрелищных мероприятий – гастролей музыкальных коллективов, для гала-концертов и праздников.
Звуковое оборудование цирка
Звуковой комплекс цирка выполнен на оборудовании известной американской фирмы Electro-voice. Исходя из поставленных задач, была выбрана серия акустики RX, которая специально разработана для инсталляций. В данной серии предусмотрены различные способы крепления акустических систем, и комплект поставки включал в себя все необходимые крепежные элементы.
Круглая арена цирка, вокруг которой сидят зрители, требует не фронтального (как, например, в театре), а кругового распределения звукового сигнала. Для этого объем помещения был условно разделен на восемь секторов, каждый из которых озвучивался двумя громкоговорителями RX112. Эти звуковые системы, снабженные динамиками фирмы ElectroVoice, имеют чистый звук, высокое звуковое давление и систему защиты громкоговорителей от перегрузок. Все акустические системы были подвешены на цепях. Поскольку колосники с закрепленным на них звуковым и световым оборудованием находятся на высоте 18 м, то в целях обеспечения безопасности, помимо цепей, каждый громкоговоритель дополнительно закреплен страховочным тросом. Также специально для артистов, работающих на высоте, были подвешены еще четыре дополнительных громкоговорителя SX300, позволяющие гимнастам использовать музыкальное сопровождение в воздушном пространстве над манежем.
Управление всеми акустическими параметрами осуществляется цифровыми процессорами. Учитывая быстрое чередование номеров в ходе представления и необходимость быстрой и четкой смены параметров настройки звука, необходимых под каждый номер, проектантами был предложен микшерский пульт Venice всемирно известной фирмы Midas. Профессионалы хорошо знают продукцию этой фирмы. Достаточно сказать, что, согласно статистике, 60% всех концертов в мире проходят с участием техники Midas. Линейка пультов Venice, несмотря на то что это бюджетная серия, удовлетворит любые запросы звукорежиссера, работающего на данном оборудовании. Так, микрофонный предусилитель, применяемый во входной ячейке, взят от концертного пульта XL 3 и обеспечивает менее 0,0007 % (!!!) искажений при любом уровне усиления входного сигнала. Четыре стерео-входа с возможностью подключения микрофонов, шесть aux, работающих независимо, два стерео-возврата эффектов, четыре подгруппы – все эти опции дают системе прекрасные возможности, способные удовлетворить требования даже самых взыскательных артистов.
Нельзя не отметить, что, используя продукцию одной компании-производителя Electro-Voice, компании «Самат Шоу Техник» удается сохранить максимальное согласование различных компонентов звукового тракта (громкоговорителей, усилителей) между собой. А отсюда – и надежность работы системы в целом, и главное – безукоризненное качество звучания.
Световое оборудование цирка
Световое оборудование в цирке – это важнейшая составляющая всех представлений. Использование световых приборов в процессе цирковых шоу имеет свои особенности. Например, очень важно не испугать животных, выступающих на манеже. Световые приборы должны освещать представление, но при этом не ослеплять, не светить животным в глаза. И следующее условие, которое должно быть соблюдено, – это четкая световая граница между ареной и зрителями. Животные не должны видеть, что находится за пределами арены.
Учитывая специфику цирковых представлений и внутреннюю архитектуру помещения, большинство приборов разработчики проекта решили разместить на колосниковой решетке. По нашим расчетам, именно такое размещение (на достаточно большой высоте) позволяет художнику по свету максимально использовать возможности оборудования для создания самых эффектных световых картин, принимая при этом во внимание особенности работы с четвероногими артистами.
Основой комплекса светового оборудования стали системы Theatre 2000F фирмы DTS. Мощные двухкиловаттные прожекторы с линзой Френеля и регулируемым углом раскрытия луча от 8 до 51 градуса как нельзя лучше подошли для полной и равномерной заливки светом арены цирка. В дополнение к этим приборам были установлены еще прожекторы INCISO Profiles, Sequenza 1000 S фирмы Coemar и Spot R7s фирмы DTS. Управление всем статическим регулируемым световым оборудованием осуществляется через диммеры компании RGB.
Для создания эффектов в пространстве арены и над ней идеально подошли полноповоротные прожектора Moving Head I SPOT 1200 итальянской фирмы Coemar. Эти приборы оснащены системой формирования цвета CMY (5 цветов + белый), двенадцатью вращающимися индексируемыми гобо (плюс открытая позиция), а также системой эффектов Color 3D, механическим стробоскопом и моторизированным зумом с углом раскрытия луча от 7 до 26 градусов. А дополнили возможности циркового художника по свету полноповоротные прожектора Art Color A-2008 с линзой Френеля 205 мм, в комплекте с тремя диффузными линзами. Система смешивания цвета CMY (16 миллионов оттенков) и DMX-управление, двигающиеся вращающиеся четырехлепестковые шторки – все это дает возможности для реализации любых, самых смелых замыслов авторов представления.
Управление всем комплексом световых приборов осуществляется световым пультом The Pearl 2004 фирмы AVOLITES (Англия). Это мощная 10-фейдерная версия самой известной и популярной концертной световой консоли. Здесь есть всё, что нужно световому дизайнеру, программисту или оператору для быстрого и простого программирования любого среднеформатного шоу. Это 2048 каналов на 4 отдельных DMX-выходах, 10 субмастеров воспроизведения с возможностью расширения внешней панелью до 15, полнофункциональные библиотеки, сохраненные в консоли, с бесплатными обновлениями через Интернет. Консоль поставляется с дисплеем.
Специфика циркового представления требует обязательного применения следящих световых пушек. Для алматинского цирка оказалось достаточным использовать современные прожекторы с повышенной светоотдачей TESTA 2500 HTI/SE (лампа HMI-2500), оснащенные блоком смены цветных фильтров.
Бесперебойная работа всех систем освещения цирка обеспечивается за счет дублирования контроллером DMX-Light функций пульта управления светом для динамических приборов, управляемым через персональный компьютер с помощью специализированного софта. В установленный комплект оборудования, кроме описанных выше систем, входят дымогенераторы с двойным управлением, ультрафиолетовые светильники мощностью 400 Вт, отражатели которых позволяют ориентировать световой поток в определенном направлении, и стробоскопы DTS 1500 DMX-512.
Модернизация лестницы Форганга
За долгие годы работы Алматинского цирка все механическое оборудование лестницы Форганга пришло в негодность из-за интенсивного многолетнего использования. На протяжении уже многих лет оно требовало ревизии и модернизации. Компания «Самат шоу техник» произвела работы по восстановлению и реконструкции системы Форганга. В результате этих работ выдвижная лестница Форганга приобрела новую жизнь на долгие годы.
Для построения служебной связи выбран один из лидеров в этой области – проводная двухканальная система на базе интерком-системы Audiocom фирмы Telex. Один канал системы был использован для двусторонней связи между инспектором манежа, звукорежиссером и художником по свету. Причем была предусмотрена возможность связи как посредством громкоговорителей, так и с помощью головной гарнитуры. Второй канал был задействован для односторонней связи художника по свету с пятью операторами прожекторов следящего света. Операторы снабжены поясными приемниками с подключенными к ним головными гарнитурами. С операторами прожекторов следящего света может напрямую общаться и инспектор манежа. Использование именно такой конфигурации было обусловлено необходимостью обеспечения максимальной надежности, компактности, минимального количества компонентов и простоты обслуживания системы служебной связи. Так, все компоненты системы питаются от одного общего блока питания, который размещен у звукорежиссера и вмонтирован в рэк вместе с базовой станцией. У художника по свету и администратора манежа (ввиду специфики их работы) использованы настенные устройства.