Казахский Государственный Академический Театр Драмы им. М. Ауэзова

История и необходимость модернизации

Казахский Государственный академический театр драмы им. М. Ауэзова можно по праву назвать первым профессиональным театром Казахстана – он был организован в конце 1925 г. в Кызыл-Орде, а открылся 13 января 1926 г. отрывком из пьесы «Енлик-Кебек» М. О. Ауэзова и большим концертом. Спустя два года театр переехал в Алматы. В 1937 году ему было присвоено звание академического. В основной состав театра с самого начала вошли именитые советские режиссеры. А первые актеры, стоявшие у истоков театра в те годы, очень быстро достигли высокого уровня мастерства, впоследствии став народными артистами советского Казахстана. В течение 30-х годов ХХ века в театре произошло много перемен. В частности, здесь стали работать русские профессиональные режиссеры, многие из которых были специально привлечены из «культурных столиц» СССР – Москвы и Ленинграда. Произошло разделение труппы на театр драмы и музыкальную студию. После окончания Второй мировой войны театр получил новый импульс для активного творческого развития и роста. На протяжении всей второй половины ХХ века он был участником многих международных фестивалей, проходивших в Европе, Америке, Азии и Африке. А в 1961 году театру было присвоено имя великого казахского писателя-драматурга Мухтара Ауэзова, который изначально и стоял у истоков этого театра. Сегодня театр драмы имени Ауэзова продолжает свои лучшие традиции, постоянно готовит новых актеров, участвует в международных фестивалях, а также принимает труппы других театров в своих стенах. И по сей день он остается одним из ведущих театров Казахстана. За все время существования театр драмы им. Ауэзова посетило большое количество зрителей – в общей сложности, по оценкам, его представления и концерты посмотрели несколько миллионов человек. Это, конечно же, не могло не отразиться на театральном оборудовании. В частности, поистерлась обивка театральных кресел, кое-где вышли из строя механизмы их складывания, начал поскрипывать пол. А ведь от того, насколько комфортно зрителю наблюдать за происходящим на сцене таинством, во многом зависит общее впечатление от театра, его престиж и статус. И вот в 2010-х годах, впервые за многие десятилетия, наконец были выделены средства на замену кресел большого зрительного зала.

Проект по переоснащению театра

Весной 2013 года театр объявил о проведении открытого конкурса, победителем которого стала компания ТОО «Самат шоу техник». Компания, в частности, выиграла конкурс на поставку и монтаж 800 театральных кресел. В новый сезон театр драмы имени Ауэзова встретил своих зрителей обновленным. Преобразился зрительный зал. Специалистами «Самат шоу техник» была реконструирована гребенка, полностью заменено ковролиновое покрытие всего зала. В общей сложности это почти 960 м2 покрытия. Специалисты компании поставили и установили новейшие роскошные кресла европейского производства. Данному вопросу мы уделили особое внимание. Необходимо отметить, что театральное кресло для зрительного зала очень отличается от обычного, которое есть у каждого в доме. Это не просто мебель – это особое театральное оборудование, к которому предъявляются совершенно особые требования. Человек приходит в театр, для того чтобы в полной мере ощутить волшебную и необычную атмосферу, царящую в зале, насладиться силой искусства. Конечно, мы получаем все это благодаря талантливой игре актеров. Но комфорт и удобство, которые достигаются только благодаря подбору оптимальной мебели для зала, здесь также имеют чрезвычайно важное значение. Длительное сидение на одном месте создает дискомфорт, если мебель подобрана неправильно. Поэтому очень важно установить такие театральные кресла, которые подарили бы чувство спокойствия и комфорта, позволили зрителю, удобно устроившись, не отвлекаться от просмотра режиссерской постановки. Другим, не менее важным требованием является «выносливость» кресел, их стойкость к износу и истиранию. Ведь через театральное кресло проходят тысячи посетителей. На протяжении многих лет оно должно сохранять комфортность, быть таким же мягким и удобным, как в первый день использования, да и выглядеть как новое. Достигнуть этого позволяют только особые технологии и материалы высочайшего качества. Немаловажным условием, выдвинутым заказчиком, было и то, что новые кресла должны идеально, с точностью до миллиметра, вписаться в интерьер зала. Здесь необходим тонкий инженерный расчет. Ведь каждый театральный зал представляет собой уникальное по архитектуре и дизайну творение, которому, скорее всего, нигде не найдется «двойника». Театральные кресла являются неотъемлемой составляющей как дизайна подобного помещения, так и его функционала: они должны быть строго вписаны в существующую схему размещения рядов и при этом не быть тесными, не создавать зрителю дискомфорта слишком близким, высоким или низким расположением по отношению к соседним рядам.

Выбор алматинских театралов пал на оптимальные по качеству и дизайну, очень эргономичные и надежные кресла испанской компании EUROSEATING INTERNATIONAL. Следует отметить несколько их важных достоинств. При изготовлении всех своих кресел компания EUROSEATING INTERNATIONAL применяет бесшовную технологию обтяжки. Это очень большой плюс с точки зрения сохранности обивки и ее износоустойчивости. Для обивки используется специальная ткань, предназначенная для эксплуатации в общественных местах, обладающая повышенной износостойкостью, пылеотталкивающим эффектом, при этом не подверженная выцветанию и имеющая очень низкую истираемость. Дизайн мягкой части спинки этого театрального кресла выполнен в виде символа Y – подтвержденный специалистами по эргономике и проверенный временем вариант, позволяющий человеку долгие часы ощущать себя комфортно и расслабленно. В качестве наполнителя этого театрального кресла используется пенополиуретан – легкий, «дышащий» и очень мягкий материал, обладающий, при всем том, идеальной амортизирующей способностью и совершенно не склонный к продавливанию, в отличие, например, от поролона. Спинки и сиденья кресел выполнены из прочной фанеры толщиной 14 мм – очень крепкого и выносливого материала, способного многие годы выдерживать высокие нагрузки. Среди важных характеристик театрального кресла EUROSEATING INTERNATIONAL также стоит выделить надежность механизма откидывания сиденья, который выдерживает многолетние нагрузки и рассчитан на многие сотни тысяч циклов. Вданном случае, при оснащении Театра драмы им. М. Ауэзова в механизмах кресел была применена наиболее прочная и надежная система откидывания фирмы EUROSEATING INTERNATIONAL, оснащенная двойной пружиной.

Нужно отдать должное и эстетике этого театрального кресла, его современному дизайну. Стойки кресел черного цвета выполнены из полностью текстурированного ударопрочного полипропилена и облагорожены деревянными накладками. Подлокотники изготовлены из цельного бруса твердых пород дерева. Все деревянные элементы кресел покрыты экологически чистым, светоустойчивым, легко поддающемся очистке двухкомпонентным полиуретановым лаком. Кресла соответствуют самым современным принятым в Европе нормам и стандартам, а также параметрам безопасности. Всего компания установила в зале театра 800 театральных кресел модели EUROSEATING Otelo de Lux. В соответствии с техническим заданием, цвет ткани обивки был выбран оранжевый, в результате новые кресла очень органично вписались в общий интерьер зала. Помимо установки новых кресел, в театре был выполнен также очень обширный объем работ по модернизации театрального оборудования, в результате чего этот старейший театр получил множество абсолютно новых и уникальных возможностей по использованию современного театрального освещения, звукового и светового оборудования для сцены, новейших технологий в сфере цветотехники и спецэффектов. Благодаря новейшей технике и огромным возможностям компьютерных систем значительно расширились горизонты творческих замыслов режиссеров. Теперь в их распоряжении как традиционные модели построения театрального освещения и звука, так и абсолютно новые, позволяющие реализовать самые смелые и нестандартные идеи.

Перечень смонтированного оборудования и систем

Постановочное освещение сцены «Большого зала» театра

В «Большом зале» было смонтировано световое оборудование для сцены театра фирм ETC (США), AVOLITES (Великобритания), DTS (Италия), LDR (Италия). В том числе следующие системы: – Профессиональный световой пульт, покрывающий 6144 канала и имеющий 4 полноскоростные DMX-области (с возможностью оптимизации под RDM), плюс 8 DMX-областей ArtNet – 1 комплект; – Театральные прожекторы с конвекционной линзой мощностью 2000 Вт. Угол выходного луча от 9° до 50° – 26 комплектов; – Скроллеры для прожекторов с линзой диаметром до 195 мм, посадочным размером 253х253 мм, гелиевая лента с 21 цветом (время прокрутки 1,9 сек.), управление по DMX512 – 26 комплектов; – Театральные прожекторы с конвекционной линзой, мощностью 1000 Вт. Угол выходного луча от 10° до 64° – 12 комплектов; – Скроллер для прожекторов с линзой диаметром до 195 мм, посадочным размером 253х253 мм, гелиевая лента с 21 цветом (время прокрутки 1,9 сек.), управление по DMX512 – 14 комплектов; – Театральные автоматизированные полноповоротные профильные прожекторы нового поколения (10 комплектов). Параметры: * Вращение PAN 540° /TILT 270° * Моторизированный zoom (15°-35°), фокус, скроллер смены цвета (24 цвета); * Диммер с бесшумной работой – управление формой луча для лампы QXL 77V 750W, дальность действия 5 – 18 м, управление DMX512 (31 канал); – Дополнительные модули статичных трафаретов (гобо) для прожектора SOURCE FOUR REVOLUTION: 3 статичных заменяемых трафарета плюс «пустой», трафареты или дихроичные фильтры размера “М”, встроенные электронные датчики – 10 комплектов; – Театральный прожектор (1 комплект): * Поворотная голова мощностью 2000Вт; бесшумная конвекционная вентиляция. Лампа 2000W MSR/SA, световой поток: 170.000 люменов, ресурс службы: 1000 часов, цветовая температура: 6000К. * Оптика: Холодный отражатель из кварцевого стекла, оптическая система zoom с 10 линзами, AR-покрытие/ Движение: По панораме 500° — по наклону 252°, 16 бит. механический диммер, пропорциональный 0-100% с fade/pulse, эффект блэкаута и чейзера одновременно с электронным диммирпованием и ZAP-стробом. Цвет-система смешивания света: CMY + СТО + 5 цветов + белый. Линейный прогрессивный zoom от 7° до 30° при сохранении фокуса. Свободное управление линзами фокуса и «зума». * Анимация: Два колеса анимации с зеркальными эффектами и передвижением. Могут использоваться одновременно с эффектами призм и гобо для создания эффекта огня, воды, облаков, звездного неба и др.; – Театральный прожектор (1 комплект): * Поворотная голова – 10 шт., бесшумная конвекционная вентиляция. Использован 575 MSD-цоколь GХ 9,5, мощность: 575 Вт, световой поток: 43 000 люмен; – Театральный прожектор (1 комплект): * Поворотная голова – 4 шт., бесшумная конвекционная вентиляция. Использован 575 MSD-цоколь GХ 9,5, мощность: 575 Вт , световой поток: 43 000 люмен Ресурс службы: 3000 часов, цветовая температура: 6000К * Оптика: Обеспечивается высокая интенсивность светового потока, полученного от стеклянного рассеивающего теплорефлектора «холодного» типа с кварцевым дихроичным покрытием. Движение: по панораме – 385 градусов, по наклону – 260 градусов; – Театральный прожектор (1 комплект): * Поворотная голова – 4 шт, HMI 1200W * Вентиляция: бесшумное охлаждение конвекционного типа, дихроичный боросиликатный отражатель «холодное зеркало», устойчивый к высокой температуре; – Световой прибор с системой цветосмешения CMY – версия KOLORADO mk2 2500, в котором используется специальная лампа HMD 2500 с увеличенным сроком службы – 2000 ч. Световой поток 240 000 лм, угол раскрытия 58°x62° – 4 комплекта; – Театральный прожектор с проекционной оптикой (10 комплектов). Параметры: * Прецизионная оптическая система с высоким световым выходом * Литой отражатель, дихроичное покрытие которого гасит до 20% теплового спектра, что положительно сказывается на сроке службы диафрагмы и трафаретов * Высокоточная оптическая система, работающая с компактной лампой HPL 575.

Электроакустика. Звуковое оборудование сцены театра

В театре было установлено звуковое оборудование для сцены театра ELECTRO-VOICE (США) серии XLD.SHURE. В том числе следующие системы: – Трехполосный элемент линейного массива: акустическая система – 800 Вт, угол 120°, 2 х 8″, 2 х N/D2, 10 град. – вертик. угол, bi/triamp, включая подвес – 12 комплектов; – Кардиоидный сабвуфер, 3 х 12″ DVX3120, встроенный крепёж для подвеса и напольного монтажа – 2 комплекта; – Система крепления акустических систем – 2 комплекта; – Усилители мощности класса «H», с системой защиты от перегрузок, встроенным динамическим лиммитером, с возможностью работы под нагрузкой 2 Ом. Входное сопротивление – 20 кОм. Частота воспроизведения 20 Гц – 20 кГц. Соотношение сигнал / шум – 107 дБ. Выходная мощность: 2 х 1100Вт (4 Ом) – 8 комплектов; – Цифровой акустический процессор (кроссовер): 2 входа, 6 выходов, кроссовер, эквалайзер, лимиттер, управление по протоколам USB – 3 комплекта; – Цифровой микшер: 16 входов, 14 aux, 4 fx, 4 matrix, 4 mute group, встроенная динамическая обработка DBX, процессор эффектов LEXICON; – Широкополосные акустические системы в количестве 4 шт. Мощность – 650 W (RMS), с углом покрытия 75х50 градусов и ассиметричным регулируемым высокочастотным горном. Звуковое давление – 102 dB (1W / 1m); – Низкочастотные акустические системы в количестве 2 шт. Мощность – 800 W (RMS). Звуковое давление – 99 dB (1W / 1m); – Микшерский пульт с суммарным количеством входных каналов – 48. Параметры: * 8 стереофонических входных линий * Четырехполосный параметрический эквалайзер на каждой входной линейке 8 подгрупп, не менее 8 AUX-посылов * Не менее четырех Auto-mute. Всё оборудование пульта – только производства Великобритании; – Выносной комплект, состоящий из двух активных акустических систем, мощностью 500W каждая, и двух стоек под акустические системы; – Мониторное оборудование для сцены театра, включающее в себя системы стационарного и мобильного оборудования: *Стационарное мониторное оборудование для сцены: пассивные акустические системы в количестве 6 шт., мощностью 300 W, со звуковым давлением 100 dB (1W / 1m), установленные на стены внутри сценического пространства. * Мобильное мониторное оборудование для сцены: пассивные акустические системы мониторного сценического типа в количестве 4шт., мощностью 300W, звуковым давлением 100dB (1W / 1m); – Мониторное оборудование для операторских помещений. Операторские комнаты двух залов оснащены комплектами мониторов ближнего поля действия; – Микрофонный парк: * Радиомикрофоны 800MHz, 3 шт., включают ручные микрофоны, петлички и головные микрофоны * Шнуровые динамические микрофоны – 10 шт. (Shure sm58). * Конденсаторные микрофоны – 5 шт. (Shure sm81). * Подвесные микрофоны (сценическое пространство) – 4 шт. (Shure mx202b/c). * Настольные микрофоны (конденсаторный кардиоид) – 5 шт.; – Носители звукового сигнала: * 3 минидисковых рекордера и комби-дека CD-Tape; – Компьютерная станция с восемью выходными каналами и звуковой картой; – Система внутренней (режиссёрской) связи малого зала: оснащена 100-V системой оповещения служебных помещений (гримёрок, операторских, технических помещений). Должна включать в себя не менее 40 акустических систем мощностью 6W, 3 усилителей и микрофона для помощника режиссёра; – Система архитектурной озвучки фойе: оснащена 100-V системой с установкой акустических систем, в количестве 40 шт., в существующие специализированные ниши в помещениях фойе; – Видеооборудование. Используемое в целях рекламы видеооборудование установлено: на стенах в фойе театра – 2 монитора 19’’, в зале театра – 2 монитора 65’’; – Система видеонаблюдения: включает в себя комплект из четырех цветных видеокамер высокого разрешения, трех 14’’ цветных мониторов и квадратора; – Студия звукозаписи: для возможности высококачественной записи фонограмм сопровождения, записи концертов и представлений: компьютерная станция в комплекте со специализированным программным обеспечением; – Цифровой микшерский пульт / контроллер с восемью линейными входами; – Ламповый двухканальный микрофонный предусилитель; – Микрофон конденсаторный, студийный; – Мониторы ближнего поля действия (активного исполнения).

Театральные кресла

Малый зал оснащен театральным креслом фирмы FIGUERAS (Испания), Большой зал – креслом фирмы EUROSEATING (Испания). В том числе: – Кресло театральное для Малого зала – модель 5036 T, цвет ROMA-07 – 275 шт.; – Кресло театральное для Большого зала – модель Otelo de Lux – 800 шт.